Урок русского языка
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном
Задачи урока:
Образовательные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число существительных
Развивающие – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развитие умения сравнивать слова, развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать, развитие устойчивой мотивации к процессу обучения.
Воспитательные : привитие умения слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и паре, соблюдение гигиенических правил письма; воспитание бережного отношения к домашним животным; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном
Задачи урока:
Образовательные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число существительных
Развивающие – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развитие умения сравнивать слова, развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать, развитие устойчивой мотивации к процессу обучения.
Воспитательные : привитие умения слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и паре, соблюдение гигиенических правил письма; воспитание бережного отношения к домашним животным; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
Оборудование:
- сигнальные карточки;
- листы с заданиями по группам;
- листы с заданиями по группам;
- карточки для парной работы;
- полоски со словами;
- солнышко с грамматическими признаками существительных;
-макет дерева с листиками.
Ход урока.
- Здравствуйте, здравствуйте! Добрый день!
Мы рады приветствовать гостей!
Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение.
Русский язык у нас друзья.
На вас надеюсь как всегда!
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас.
II. Мотивация к учебной деятельности
1. Сегодня к нам на урок пришел гость.
-Кто это?
Светит,сверкает.
Всех согревает.
(солнышко)
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
2.Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку
III. Актуализация знаний.
1.Чистописание.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья от вас не скрою.
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я примусь.
СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе
- Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)
- Какая буква лишняя? (ь)
- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)
- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.
- Какое слово получилось? (существительное)
- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)
2. «Блицтурнир».
Приготовить сигнальные карточки
- Отвечай быстро и чётко:
1)Часть речи, обозначающая предмет… (имя существительное)
2)Отвечает на вопросы… (кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ., кто? что?)
3)Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)
4)Имена существительные изменяются по…(числам)
5)Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе)(лучик)
6)Когда имена существительные употребляются во множественном числе? (когда называют 2 или несколько предметов) (лучик)
7)При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма)
8)Какие имена существительные относятся к собственным? (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.) (лучик)
9)Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным)(лучик)
10) МОЛОДЦЫ!
Ребята! Может вы подскажите тему сегодняшнего урока?
Зачем мы это все повторили?
IV. Сообщение темы и цели урока.
Дети самостоятельно сообщают тему и цель урока.
V.Фронтальная работа.
1.Проблемный вопрос:
Что обозначают имена существительные?
Серовато, зубовато,
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Я на сумочку похож,
То я в клетку, то в линейку.
Ручки ты в меня кладешь Написать по ним сумей-ка!
Школьник, ты меня узнал? Можешь и нарисовать...
Ну, конечно, я -... (пенал ) Что такое я? — ... (тетрадь)
Ручки ты в меня кладешь Написать по ним сумей-ка!
Школьник, ты меня узнал? Можешь и нарисовать...
Ну, конечно, я -... (пенал ) Что такое я? — ... (тетрадь)
Хитрая плутовка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее ... (лиса)
По черному белым.
Пишут то и дело. (доска и мел)
Линию прямую, ну-ка, До чего же, скучно, братцы,
Сам нарисовать сумей-ка! На чужой спине кататься
Сам нарисовать сумей-ка! На чужой спине кататься
Это сложная наука! Дал мне кто бы пару ног,
Пригодится здесь... (линейка) Чтобы сам я бегать мог!
Пригодится здесь... (линейка) Чтобы сам я бегать мог!
(ранец, портфель)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
-Что же обозначает имя существительное?
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
Вывод: имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
2. Игра «Найди ошибку»
- Дима написал предложения под диктовку. Ребята, какое правило не знает мальчик?
- Давайте исправим ошибки.
У Миши Шилова есть пушистая собачка. Ее кличка_пулька.У пульки щенок малыш, У Анны Чудовой_ дымчатая кошка мурка. У мурки пятнистый котенок пушок.
_Как называются эти слова? (собственные)
_Как называются эти слова? (собственные)
-Назовите нарицательные слова.
-Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? (ответы детей)
Беседа.
-Ребята, у кого из вас есть домашние питомцы? Как вы, о них заботитесь?
Напишите в тетрадях правильный текст.
3. Работа в группах.
Игра «Угадай число.»
На карточках записаны слова.
(яблоко, стулья собака, карандаши, слоны, звезды, окно, пенал, ежик, дети.)
Внимание, дети, первая группа выписывает имена существительные в единственном числе, а вторая –в множественном.
Вывод: имена существительное может употребляться единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном – обозначают два или несколько предметов.
VI.Физкультурная минутка.
Отправляемся, друзья,
Мы в страну Фантазия.
Вы теперь не мальчики,
А маленькие зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгай прямо, прыгай в бок.
Вы теперь не девочки,
А рыженькие белочки.
С ветки – прыг,
На ветку – скок.
Не сорвись, смотри, дружок.
А сейчас вы муравьи.
Надо листик взять с земли.
Наклонились дружно разом
И подняли листик сразу.
Пошутили, посмеялись
Вдруг за партой оказались.
4.Работа в паре.
Шифрограмма.
На каждом столе карточка:
ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП(1-2п.)
БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ(3-4п.)
- Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите 2 слова и обведите их. О готовности пары сообщите поднятием рук.
Проверка:
-Какие слова нашли? (вьюга, зверёк)
- Какие орфограммы? (разделительный «ь» и безударная гласная «е», проверочное слово «зверь»)
- Какие слова нашли? (лисички, трава) (безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)
1в. запишет в столбик одушевлённые существительные.
2в. запишет в столбик неодушевлённые существительные.
Подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка.
6. «Мозговой штурм»
Имя существительное является самой представительной, самой существенной частью речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. А кроме предметов, что ещё обозначает имя существительное? (явления природы, события, чувства, действия, качества людей, вещи, людей, животных)
Из данных слов нужно выбрать слова со «своим» значением.
Гроза, свист, соль, праздник, счастье, снегопад, жажда, грусть, золото,
покой, концерт, зависть, дождь, сливки, болезнь, верчение, поездка, прыжок.
1 вариант – явления.
2 вариант– события.
Ответы:
1 гр. – гроза, снегопад, дождь(явления)
2 гр. – праздник, концерт, поездка (события)
7. «Сюрпризное дерево»
Ребята, какое время года скоро наступит?
Какие изменение в природе произойдут?
Давайте все вместе украсим это «голое» дерево. Но это дерево принимает только листики с именами существительными.
( учитель раздает детям листики, желтые листики –слова глаголы , имена прилагательные ,а зеленые листики –слова имена существительные,)
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Кроссворд.
Дети отгадывают загадки на словарные слова, на доске собираем кроссворд и по вертикали получается слово «Молодцы».
Мороз
сОбака
маЛина
лОпата
тетраДь
месяЦ
язЫк
1. Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь- кусается.
3.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
4.Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
5.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
6.Рогатый, а не бодается.
7.Если б не было его,
Не сказал бы ничего
VIII.Итог урока.
- Как мы работали сегодня на уроке?
- Что было интересного?
- Чему научились?
- Оцените свою работу.
- Оценивание учащихся.
IX.Домашние задание.
-Написать свой домашний адрес
Комментариев нет:
Отправить комментарий